Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы оказания социальной помощи в Самарской области.
Статья 1. Правовая основа Закона
Правовой основой Закона является Конституция Российской Федерации, действующее федеральное законодательство. Устав Самарской области.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих место жительства на территории Самарской области.
Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона
1. Основной целью настоящего Закона является обеспечение эффективной поддержки малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноко проживающих граждан путем оказания социальной помощи в виде денежных выплат не менее 50 % (социальных пособий) и натуральной помощи (продукты питания, товары повседневного спроса и т. п.)
2. Задачами Закона являются:
- установление принципов оказания социальной помощи;
- определение категорий населения, нуждающихся в помощи;
- установление прав граждан на ее получение.
Статья 4. Основные принципы назначения социальной помощи
Основными принципами оказания социальной помощи являются:
- заявительный принцип на основе обращения по заявлению гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина;
- принцип адресного назначения социальной помощи с учетом индивидуальной нуждаемости и среднедушевого дохода.
Статья 5. Установление величины прожиточного Минимума
Величина прожиточного минимума на территории Самарской области устанавливается Администрацией области в соответствии с федеральным законодательством по основным социально - демографическим группам и в среднем на душу населения.
Статья 6. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
социальная помощь - предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств областного бюджета социальных пособий и жизненно необходимых товаров;
доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - денежные доходы всех членов семьи, а также доходы от принадлежащего на праве собственности имущества;
среднедушевой доход семьи - общий доход в среднем на каждого члена семьи;
семья - лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Статья 7. Право на социальную помощь
1. Право на получение социальной помощи имеют:
- семьи с детьми в возрасте до шестнадцати лет (учащимися общеобразовательных учреждений - до окончания обучения, но не старше восемнадцати лет);
- семьи с детьми (учащимися профтехучилищ, техникумов, вузов до окончания обучения, но не старше двадцати трех лет), у которых один из родителей является неработающим инвалидом или оба - неработающие пенсионеры;
- семьи с неработающими пенсионерами или инвалидами;
- одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды.
2. Социальная помощь оказывается, если среднедушевой доход (доход) семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже установленной в Самарской области величины прожиточного минимума по основным социально - демографическим группам на первое число текущего квартала.
3. Семьи, в которых неработающие граждане трудоспособного возраста не зарегистрированы в службе занятости, права на социальную помощь не имеют.
Статья 8. Порядок назначения социальной помощи
1. Семьи (одиноко проживающие граждане), претендующие на социальную помощь, обращаются с заявлением в центр социального обслуживания населения по месту жительства и представляют декларацию о материальном положении семьи (одиноко проживающего гражданина) для расчета среднедушевого дохода (дохода) согласно приложению N 1. Исчисление среднедушевого дохода (дохода) семьи (одиноко проживающего гражданина) осуществляется специалистами центров социального обслуживания населения или управлений (отделов) социальной защиты населения городов и районов области.
2. Результаты рассмотрения заявлений граждан утверждаются на заседаниях комиссий по социальным вопросам (далее - комиссия), действующих на общественных началах и создаваемых из специалистов заинтересованных служб по распоряжению руководителей исполнительных органов местного самоуправления. Заявители в праве присутствовать на заседаниях комиссии.
3. В протоколе заседания комиссии отражается результат рассмотрения каждого заявления с указанием размера назначенной помощи на семью (одиноко проживающего гражданина) или причин отказа в назначении. Протокол подписывается всеми членами комиссии непосредственно на заседании комиссии.
При необходимости комиссия вправе запросить из органов социальной защиты или от заявителя дополнительные сведения о составе семьи, ее доходах, акт материально - бытового обследования и т. д.
4. На основании материалов, подготовленных комиссией, органы социальной защиты принимают решение об оказании социальной помощи или отказе в ней.
5. Социальная помощь оказывается с месяца обращения на текущий квартал, после чего документы в полном объеме подлежат обновлению.
При изменении состава семьи и размера среднедушевого дохода (дохода) размер социальной помощи пересчитывается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
6. Документы, представленные для получения социальной помощи в последнем месяце квартала, считаются действительными и на следующий квартал.
7. Документы рассматриваются комиссией в срок до одного месяца, после чего принимается решение о назначении или отказе в социальной помощи.
8. В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности комиссия отказывает заявителю в назначении социальной помощи.
9. Заявитель обязан известить об изменениях сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменениях указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение социальной помощи, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Комиссия также вправе принимать решения о досрочном прекращении оказания социальной помощи в случае:
- выбытия членов семьи на постоянное проживание в пансионаты и другие учреждения с полным государственным обеспечением;
- выезда на постоянное место жительства за пределы Самарской области;
- повышения размеров пенсий и надбавок к ним, государственного детского пособия и т. п., приводящего к увеличению среднедушевого дохода семьи до величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области.
Излишне выплаченные суммы социальной помощи удерживаются с получателя в порядке, предусмотренном для удержания излишне выплаченных сумм государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Центры социального обслуживания населения могут проводить выборочные проверки достоверности представленных сведений о доходах.
10. В случае отказа в назначении и оказании социальной помощи заявителю сообщается (в письменном виде) решение комиссии с указанием соответствующих причин. Отказ в назначении социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Статья 9. Исчисление дохода семьи
1. При исчислении дохода в составе семьи учитываются все совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, имеющие единый лицевой счет.
При исчислении общего дохода семьи в ее составе не учитываются:
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата или матроса либо обучающиеся в военном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы;
- лица, осужденные к лишению свободы или находящиеся под арестом, на принудительном лечении по решению суда, в связи с прохождением судебно - медицинской экспертизы на основании постановления следственных органов или суда;
- дети, находящиеся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачивается ежемесячное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении.
2. В случае если по одному адресу проживает несколько семей (лиц), которые не имеют родственных отношений или являются родственниками, но имеют раздельные лицевые счета на оплату жилищно - коммунальных услуг и ведут отдельное хозяйство, доходы учитываются отдельно по каждой семье (лицу).
3. Доход семьи (одиноко проживающего гражданина) включает все текущие денежные и натуральные (в стоимостной оценке) поступления, получаемые всеми членами семьи:
- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или исходя из выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг);
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
- денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
- суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, и компенсации при выходе в отставку;
- все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
- стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты названным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским основаниям;
- пособия по безработице, а также стипендии, получаемые безработными в период профессионального обучения и переобучения;
- государственное ежемесячное пособие на ребенка;
- государственное детское пособие, выплачиваемое по уходу за ребенком - инвалидом с детства;
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
- ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при исполнении трудовых обязанностей, за исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения медико - социальной экспертизы;
- суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно - профилактического питания, выдаваемого (оплачиваемого) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оплата работ по договорам, в том числе авторские вознаграждения, от частной юридической деятельности;
- доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях на постоянной основе;
- доходы от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе без образования юридического лица;
- доходы от занятий коммерческой деятельностью, в том числе кустарно - ремесленных, народных художественных промыслов и от торгово - закупочной деятельности;
- доходы от реализации продуктов промысловой деятельности (охоты, звероводства, рыболовства и т. п.);
- доходы от личного подсобного хозяйства (выращивание огородной продукции, разведение скота, птицы, пушных зверей, рыбы, пчел), определяемые согласно приложению N 2;
- доходы от сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности семье или отдельным ее членам;
- доходы от земельного пая;
- все виды льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета, на основании документов, подтверждающих получение этих льгот;
- алименты, получаемые на несовершеннолетних детей;
- суммы, получаемые в результате наследования и дарения;
- иные доходы, не запрещенные законодательством.
Доходы от личного подсобного хозяйства не учитываются в общем доходе семьи, если одному из членов семьи установлена I или II группа инвалидности или категория ребенок - инвалид, а также в доходе одиноко проживающих пенсионеров и супружеских пар старше 65 лет, одиноко проживающих инвалидов III группы.
4. Суммы, не учитываемые в общем доходе семьи (одиноко проживающего гражданина):
- социальные пособия, выплачиваемые из муниципальных бюджетов;
- единовременные пособия, выплачиваемые при рождении ребенка;
- ритуальные пособия, связанные с погребением;
- единовременные выплаты в качестве социальной поддержки отдельных категорий граждан на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- алименты, выплачиваемые членами семьи;
- единовременная материальная помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами, в том числе увечьем, стихийными бедствиями, смертью родных, близких и т. п.;
- все денежные выплаты и другие компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- денежная компенсация, предусмотренная реабилитированным лицам согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий";
- денежные средства, выделяемые для воспитания детей в детских домах семейного типа, приемных семьях, семьях, где дети находятся под опекой;
- денежная компенсация лицам, подвергшимся нацистским преследованиям в годы Великой Отечественной войны.
5. Общий доход семьи (одиноко проживающего гражданина) исчисляется на основании сведений о доходах всех членов семьи (одиноко проживающего гражданина), представленных в декларации о материальном положении семьи заявителя.
Исчисление дохода осуществляется исходя из:
- заработной платы и других денежных выплат - за три месяца, предшествующих обращению;
- пенсий и государственных пособий - на момент обращения;
- других видов доходов - из расчета за двенадцать месяцев.
6. Среднедушевой доход (доход) семьи (одиноко проживающего гражданина) исчисляется при наличии всех необходимых документов о составе семьи и получаемых каждым ее членом (им) доходах.
7. Среднедушевой доход определяется путем деления среднемесячного дохода семьи на количество ее членов.
8. Величина среднемесячного дохода одного члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов на количество проработанных месяцев.
Для членов семьи (одиноко проживающего гражданина), проработавших (проработавшего) менее установленного настоящим Законом периода по их вине, среднемесячный доход определяется путем деления общей суммы дохода на количество фактически отработанных месяцев.
Проработавшим менее определенного настоящим Законом периода по не зависящим от них причинам среднемесячный доход определяется путем деления дохода (заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности и т. д.) на количество месяцев в расчетном периоде (3 или 12).
Статья 10. Размер социальной помощи
1. Размер социальной помощи исчисляется как разница между величиной прожиточного минимума по соответствующим социально - демографическим группам членов семьи (одиноко проживающих граждан), имеющих право на социальную помощь, и размером среднедушевого дохода (дохода) семьи (одиноко проживающего гражданина).
Минимальный размер социальной помощи на семью не может быть менее 10 рублей.
Максимальный размер социальной помощи на одного получателя устанавливается постановлением Губернатора области на очередной финансовый год.
2. Социальная помощь оказывается за счет средств областного бюджета.
Оказание социальной помощи в соответствии с настоящим Законом осуществляется в центрах социального обслуживания населения городов и районов области.
Социальное пособие не облагается налогом, не включается в средний заработок для расчета размеров алиментов, пенсий, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Статья 11. Предоставление информации по доходам
Юридические лица всех форм собственности обязаны бесплатно предоставлять по запросам граждан и органов социальной защиты информацию о доходах, необходимую для исчисления общего дохода семьи (одиноко проживающего гражданина).
Статья 12. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона
Расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, определяются законом о бюджете Самарской области на очередной год.
Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. Губернатора
Самарской области
Ю. М. Логойдо
г. Самара
6 мая 2000 года
N 16-ГД
Приложение N 1 к Закону Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" ЗАЯВЛЕНИЕ - ДЕКЛАРАЦИЯ о материальном положении семьи Я,________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество заявителя проживающий по адресу ____________________________________________ домашний адрес, телефон прошу оказать мне (моей семье) социальную помощь. Сообщаю следующие сведения: 1. О составе семьи по месту прописки (социальный статус):_________
Фамилия, имя, отчество члена семьи | Дата рождения члена семьи, наличие инвалидности | Степень родства |
| | |
| | |
| | |
| | |
2. Жилищные условия: - общая жилая площадь ____________________________ кв.метров; - количество комнат ________________________________________; - удобства полные __________________________________________; - частичные ________________________________________________. 3. Сведения о наличии транспортного средства на основании техпаспорта, кроме автотранспорта, полученного по линии социального обеспечения: _______________________ (да, нет); - марка автомобиля ______________________________; - год выпуска _______________________________; - год приобретения ______________________________. 4. Сведения о наличии недвижимости, с указанием адреса места нахождения: - жилого дома ___________________________________________________; - квартиры, комнаты _____________________________________________. - земельного пая __________________(да, нет); - площадь земельного пая___________________ га. - наличие другой недвижимости (гаража, погреба, мотоцикла, лодки, гидроцикла и т.п.) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Сведения о наличии подворья: - пчелопасеки с указанием количества пчелосемей________________шт; - Домашний скот с указанием количества голов: - коровы______шт; телята______шт; свиньи_____шт; овцы_________шт; - куры _______шт; гуси _______шт; утки ______шт; индейки______шт. - козы _______шт; кролики_____шт; лошади_____шт; рыбы_________кг. 6. Среднемесячные доходы семьи по каждому члену семьи (в рублях):<*>
NN п/п | Степень родства | Доходы типа зарплаты за 3 преды- дущих месяца за вычетом али- ментов | Пенсии и доплаты к ним (на момент обра- щения) | Сти- пендии и все доплаты к ним | Государ- ственное еже- месячное пособие на ребенка | Полу- чаемые али- менты | Пособия по без- работице | Доходы от фер- мерского (кресть- янского) хозяйства | Денежная оценка льгот |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
Всего: | | | | | | | | | |
<*> - заполняется специалистом органа социальной защиты 7. Среднедушевой доход семьи с учетом всех видов доходов составил (в рублях): __________________________________________________________________ Дата заполнения декларации: ________________ Сведения достоверны: _______________________. Об изменениях (подпись заявителя) дохода обязуюсь сообщить в 2-недельный срок. Заключение о назначении социальной помощи: __________________ Документы приняты: __________________________________________ (подпись работника, принявшего документ) Приложение N 2 к Закону Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" МИНИМУМ составляющих личного подсобного хозяйства и земельного надела для исчисления доходов семьи 1. Крупный рогатый скот - 1 единица. 2. Лошадь. 3. Теленок. 4. Свинья. 5. Коза (овца). 6. Домашняя птица (более 10). 7. Пчелосемья (более 2). 8. Кролики (более 5). 9. Земельный надел (с площади, превышающей 6 соток).
ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Принят
Самарской Губернской Думой
26 июня 2000 года
Статья 1. Внести в Закон Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" от 06.05.2000 № 16-ГД ("Волжская коммуна" от 24.05.2000) следующие изменения:
1. Последний абзац пункта 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: "Доходы от личного подсобного хозяйства учитываются в общем семейном доходе исходя из нормативов доходов по каждой составляющей подсобного хозяйства. Нормативы доходов от личного подсобного хозяйства устанавливаются Администрацией области".
2. Первый абзац пункта 4 статьи 9 изложить в следующей редакции: "Доходы от личного подсобного хозяйства не учитываются в общем доходе семьи, если одному из членов семьи установлена I или II группа инвалидности или категория ребенок-инвалид, а также у одиноко проживающих пенсионеров (женщин - 55 лет, мужчин - 60 лет) и супружеских пар старше 60 лет, одиноко проживающих инвалидов III группы".
3. Приложение № 2 записать в следующей редакции:
ПЕРЕЧЕНЬ
составляющих личного подсобного хозяйства и земельного надела для исчисления доходов семьи
- Крупный рогатый скот.
- Лошадь.
- Теленок - более одного.
- Свиньи - более 2.
- Козы (овцы) - более 5.
- Пчелосемьи - более 2.
- Земельный надел (с площади, превышающей 6 соток).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. Губернатора
Самарской области
Ю. М. Логойдо
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04.04.2003 №103
"О потребительской корзине в Самарской области "В соответствии с Федеральным законом "О прожитом минимуме в Российской Федерации", Законом Самарской области "О потребительской корзине в Самарской области " и по представлению Главного управления труда Администрации области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить величину прожиточного минимума в Самарской области за I квартал 2003 года:
в расчете на душу населения - 2204,84 рубля;
для трудоспособного населения - 2415,45 рубля;
для пенсионеров - 1630,29 рубля; для детей - 2171,44 рубля.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Губернатор
Самарской области К.А.Титов